Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Зональная научная библиотека УрФУ
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 
Сегодня 25 апреля 2024 года



 
 

Данный сайт не обновляется и содержит информацию о ЗНБ УРФУ на июнь 2014 года. За актуальной информацией необходимо обратиться на сайт ЗНБ УРФУ.

 

Новости

Памяти Валентина Владимировича Блажеса

  25.01.2013

ВАЛЕНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ БЛАЖЕС (1936-2012):
ЖИЗНЬ В НАУКЕ

Валентин Владимирович Блажес - доктор филологических наук, профессор, кавалер ордена Почета, заведующий кафедрой фольклора и древней литературы, с 1988 по 2004 гг. - декан филологического факультета. В течение нескольких лет председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций по филологическим наукам в Уральском государственном университета.

С именем В. В. Блажеса связана не просто целая эпоха филологического факультета, пришедшаяся на перестроечные и постперестроечные годы, но целый пласт Уральской гуманитарной культуры, в центре которой он неизменно находился, начиная с 60-х годов XX века.
В. В Блажес родился в д. Веденовка Серышевского района Амурской области 29 февраля 1936 г. В 1955–1958 гг. служил в рядах Советской армии техником по обслуживанию самолетов в авиационной части в Забайкалье. В 1958 г. поступил на филологический факультет Уральского государственного университета, который закончил в 1963 г.

С первого года учебы в университете проявляется его интерес к истории Уральской культуры и фольклору: в «Записной книжице» студента I курса Блажеса, хранящейся в личном архиве ученого, на первой странице есть запись: «абонемент № 393 в библиотеке краеведческого музея». Полевой фольклористикой В. В. Блажес стал заниматься с 1959 г. Уже в 1962 г., когда В. В. Блажес был ещё студентом, В. П. Кругляшова, в будущем заведующая кафедрой фольклора и древней литературы, подарила ему свою книгу «Предания реки Чусовой» с дарственной надписью: «Дорогому Вале Блажесу, собирателю и исследователю Уральского фольклора, от составителя и автора».

После окончания университета В. В. Блажес в течение двух лет работал учителем русского языка и литературы в Щелкунской средней школе Сысертского района. В 1965 г. он поступил в аспирантуру и после ее окончания в 1967 г. стал работать ассистентом на кафедре русской и зарубежной литературы.

В Уральском университете он встретил женщину, которая стала его верной спутницей на всю жизнь: Людмилу Васильевну Доровских, молодого преподавателя латинского языка. Они познакомились в аспирантском общежитии в ноябрьские праздники 1966 года, а с 1 сентября 1967 года шли по жизни вместе. Может, и поэтому у него было уважение к латинской словесности, к античной литературе, которое, в частности, проявлялось и в том, что на книгах, которые он дарил своим аспирантам, коллегам по кафедре и университету красовалась лаконичная латинская надпись: Donum auctoris (подарок от автора).

К 1967 году относятся первые журналистские публикации будущего профессора в газете «Сельский труженик», издаваемой Вагайским райкомом КПСС, под псевдонимом В. Викторов: «Ай да Саша», «Будет миллион», «Новая история старого села», «Они были первыми», «Труженик земли». Большинство этих статей было связано с жизнью провинциальной глубинки, однако, в центре этих статей уже находился образ человека-уральца, интерес к которому, научный и человеческий, В. В. Блажес сохранил до конца жизни. Этот интерес нашел своё отражение в изучении легенд о Ермаке, сказов П. П. Бажова, сатиры и юмора горнозаводских рабочих Урала.
В 1969 г., когда В. В. Блажес стал старшим преподавателем кафедры, в Ученых записках Нижнетагильского государственного педагогического института появляется первая научная статья молодого ученого «Уральские предания о Ермаке», в которой была определена тема его будущей кандидатской диссертации. Тесные научные связи между Уральским государственным университетом и Нижнетагильским педагогическим институтом В. В. Блажес сохранял на протяжении всей своей жизни. Несколько лет он был Председателем Государственной Аттестационной Комиссии на филологическом факультете этого вуза.

Конец 60-х – начало 70-х гг. XXв. прошли у В. В. Блажеса под знаком Ермака, «покорителя Сибири». В 1971 г. в «Вопросах русской и советской литературы Сибири» появляется его статья «Ермаковские предания XVIIвека в составе Кунгурской летописи». В этом же году В. В. Блажес выступает на V Свердловской областной краеведческой конференции с докладом «О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре».

18 мая 1971 г. в Башкирском государственном университете состоялась защита его кандидатской диссертации «Народная проза о Ермаке (уральский вариант XVI–XX вв.)» (научный руководитель – В. В. Кругляшова). В качестве оппонентов выступили сразу два доктора наук: доктор филологических наук В. К. Соколова и доктор исторических наук Л. Г. Бараг. Диссертация получила высокую оценку не только филологического, но и исторического научного сообщества. И это не случайно: ермаковская народная проза – один из основных циклов уральского фольклора, возникший в XVI веке в Урало-Сибирском регионе. В диссертации раскрывалась взаимосвязь ермаковского цикла с сюжетным фондом и мотивами других циклов общерусского фольклора, в частности, с разинским и пугачевским.

Тесная связь филологического и исторического дискурса гуманитарных знаний впоследствии станет традицией не только для научных исследований В. В. Блажеса, но и для всей кафедры фольклора и древней литературы, когда он возглавит ее. Во многом эта традиция связана бывшим заведующим кафедрой русской и зарубежной литературы Уральского государственного университета В. В. Кусковым. Выдающийся российский литературовед, специалист по древнерусской литературе, В. В. Кусков сделал очень много для исследования жанрового мышления средневековой русской литературы, соотношения «элитарной», «книжной» и «низовой», «народной» средневековых культур. Ещё в 1959 году он совместно с выдающимся уральским лингвистом А. К. Матвеевым, будущим членом-корреспондентом РАН, организует первую на Урале археографическую экспедицию. Традиция проведения подобных экспедиций будет унаследована впоследствии не только филологами-лингвистами, но и историками Урала. Результатом данных экспедиций станет появление в Уральском государственном университете крупнейшей коллекции старообрядческих книг, хранящихся в созданной в 1975 г. Лаборатории археографических исследований (ЛАИ). Научная деятельность В. В. Кускова, несомненно, оказала влияние на круг научных интересов молодого ученого В. В. Блажеса. Не случайно ещё в 1966 году он подарил аспиранту 2-е издание своего учебника «История древнерусской литературы» с дарственной надписью: «Вале Блажесу с пожеланием победы над Ермаком Тимофеевичем».

В 1972 г. В. В. Блажес становится доцентом кафедры русской и зарубежной литературы. Однако он не оставляет занятий ермаковской темой. В 1973 г. на научной конференции в Улан-Удэ В. В. Блажес выступает с докладом «Предания сибирских татар о Ермаке», а через год, уже в Уфе, в сборнике «Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала» появляется его статья «Уральские и зауральские предания о Ермаке». После этого В.В. Блажес возвратится к данной научной теме лишь в 1996 г., когда в сб. тезисов и докладов «Дергачевские чтения – 96» будет опубликована его статья «Фольклоризм "Сказания о происхождении Ермака"». Через 5 лет, в 2001 г., в Известиях Уральского государственного университета появится статья В. В. Блажеса «Имя покорителя Сибири в свете фольклорных фактов». А через год в 2002 году в издательстве Уральского университета выходит монография «Народная история о Ермаке: [исследование и тексты]», основанная на тексте кандидатской диссертации В. В. Блажеса 1971 года. Это доказывает, что живой интерес к фигуре этого культового для Урала исторического и фольклорного персонажа сохранялся у ученого в течение трех десятилетий. В монографии, до предела насыщенной фактическим материалом, был проведен детальный анализ источников, содержащих фрагменты ермаковской народной прозы, не была обойдена вниманием и история собирания преданий. Особый интерес представляет составленная В. В. Блажесом на основе анализа мотивов и сюжетов народной истории схема ядра из традиционных сюжетов и мотивов (всего около трех десятков) с вариантами. Образ Ермака и его поход показаны во всей целостности и многомерности их отражения в народных представлениях, диахронические изменения которых обусловлены изменяющимся соотношением вымышленного и реального, а также оценкой народом своего героя в различные исторические эпохи.

В 1975 г. на филологическом факультете УрГУ появляется литературоведческая кафедра фольклора и древней литературы, во главе которой встает В. П. Кругляшова, известный исследователь уральской несказочной народной прозы, составитель сборников «Предания реки Чусовой», «Фольклор на родине Д. Н. Мамина-Сибиряка». Вместе с В. П. Кругляшовой В. В. Блажес принимает активное участие в фольклорных экспедициях филологического факультета в различные районы Свердловской области. С 1993 г. он – глава Фольклорной экспедиции Уральского университета.

Результатом этой «полевой фольклористики» стал огромный фольклорныйархив, хранящийся в настоящее время на кафедре фольклора и древней литературы, который в 2010 г. насчитывал более 200000 единиц хранения.

В 1976 г. в сборнике «Фольклор Урала» (Вып. 1: Народная проза), в газете «Искра», издаваемой при Алапаевском обкоме КПСС, появляются публикации В. В. Блажеса, посвященные результатам полевых изысканий кафедры: «Из полевых наблюдений над бытованием сказки: (заметки собирателей)», «Преданья старины далекой». В этом же году статья «Уральская фольклорная экспедиция Свердловского государственного университета в 1974 г.», написанная В. В. Блажесом в соавторстве с В. П. Кругляшовой, появилась в XVI т. «Русского фольклора», издаваемого Пушкинским Домом (г. Ленинград). Это было продолжением традиции, заложенной В. П. Кругляшовой ещё в 1959 году, когда в IV т. «Русского Фольклора» появилась информация о собирании народного поэтического творчества на Урале.

Впоследствии, уже в 80-е годы XX века, В. В. Блажес не считал зазорным для себя как ученого публиковать статьи о результатах фольклорных экспедиций в региональной прессе. Так, 20 августа 1982 г. в «Уральском рабочем» появляется его заметка «За песней, за сказкой на старый завод», название которой потом станет своеобразной «рубрикой» для публикаций подобного рода в «Уфалейском рабочем» (12 февраля 1983 г.), в газете «Ленинское знамя», издаваемой Нижнесергинским райкомом КПСС (16 февраля 1985 г.). В 1985 г. в «Русском фольклоре» (т.XXIII) была опубликована «Программа-вопросник для собирания рабочего фольклора», составленная В. П. Кругляшовой и В. В. Блажесом на основе полевых исследований в Уральском регионе.

К середине 90-х гг. XX в. научный авторитет фольклорных экспедиций филологического факультета так высок, что статью «Фольклорная экспедиция 1995 года» публикует Ежегодник НИИ русской культуры Уральского государственного университета за 1995–1996 гг.

80-е гг. XX в. прошли у В. В. Блажеса под знаком изучения фольклора горнозаводских рабочих Среднего Урала, где горнозаводская тематика получает своё отражение, начиная с XVIII столетия. В 1981–1983 гг. совместно с В. П. Кругляшовой он разрабатывает учебную программу по «Рабочему фольклору» для студентов педагогических институтов, в 1982 г. появляется программа спецкурса для студентов филологического факультета Уральского университета «П. П. Бажов и рабочий фольклор». В сборниках «Фольклор Урала», начиная с 1978 года, публикуются статьи, посвященные как современному состоянию рабочего фольклора на Урале, так и истории горнозаводского фольклора: «Предания о рабочих династиях», «Традиционный рабочий фольклор в современном городе», «Рабочие предания родины П. П. Бажова», «Юмористические рассказы и анекдоты, бытующие в рабочей среде», «Обычай публичного осмеяния заводской администрации как форма социального протеста рабочих в конце ХIХ — начале ХХ века и его отражение в современных горнозаводских преданиях». В 1987 г. на Седьмых Бирюковских чтениях (Челябинск) и на конференции «Русский фольклор и современность» (Свердловск) он выступает с докладами «Карикатурно-гротескные формы сатиры рабочих Урала в эпоху революции 1905–1907 гг.» и «Народные острословы из среды горнозаводского населения Урала XVIII — первой половины XIX века». В этом же году в издательстве Уральского университета выходит его монография «Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала». В ней В. В. Блажес рассматривает комическое как неотъемлемое начало духовного облика уральского рабочего, определяя, таким образом, одну из важнейших специфических черт региональной фольклорной традиции. Отмечая следы скоморошества в фольклоре горнозаводского населения Урала XVIII– начала XIX века, он уделяет большое внимание тому, как сама трудовая деятельность рабочих, условия работы в коллективе становятся той средой, которая нуждается в комической интонации и сама порождает определенный тип событий, немыслимый без иронической, шутливой либо сатирической интонации. Таковы, например, спишка и сплав железных караванов, «посвящение» новичка в члены трудового коллектива, протест против заводской администрации, выражающийся в развернутом ритуале публичного осмеяния. В данной монографии, так же как и в других научных работах В. В. Блажеса, подкупает его неизменное внимание не только к тексту, но и к человеку ­– рассказчику или персонажу (прообразу). Очень живыми и привлекательными выглядят у него озорники и силачи, острословы и балагуры.

Впоследствии на материале данной книги В. В. Блажесом были подготовлены с/курсы для студентов-филологов «Проблемы комизма и смеха», «Комическое и фольклор».

Во время работы над фольклором горнозаводских рабочих В. В. Блажесу приходится по существующей тогда традиции достаточно часто посещать заводы, знакомиться с рабочими, получать от них подарки. Во время одного из таких посещений ему подарили очки сталевара. В библиотеке ученого многие годы хранится книга «Уралгидромаш», написанная Б. А. Вахрамеевым и Ю. А. Бурановым, на которой секретарем парткома Е. Емельяновым сделана надпись: «В память о посещении завода в дни празднования 100-летия со дня рождения П. П. Бажова».

5 октября 1990 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова В. В. Блажес защитил докторскую диссертацию «Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала». Официальными оппонентами у него выступили: доктор филологических наук, проф. Б. П. Кирдан, доктор филологических наук, проф. А. И. Лазарев, доктор филологических наук А. А. Горелов.

С А. А. Гореловым, известнейшим российским литературоведом и фольклористом, членом-корреспондентом Славянской академии наук, литературы и искусства, который с 1971 по 2009 гг. был заведующим отделом народно-поэтического творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, связан важнейший этап в научном самоопределении В. В. Блажеса. Ученых связывала общность научной тематики. Кандидатская диссертация А. А. Горелова 1963 г. была посвящена «Народным песням о Ермаке». Другой объект его научного внимания – «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Этот же памятник русского фольклора всегда вызывал научный интерес у В. В. Блажеса.

В 1977 году он публикует исследование «Содержательность художественной формы русского былевого эпоса», изданное как учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. В этой яркой книге ощущается постоянное плодотворное напряжение исследовательской мысли В. В. Блажеса, возникающее из его явной «очарованности» как личностью создателя сборника – Кирши Данилова, так и самим сборником как художественным явлением. Постановка проблемы содержательности художественной формы русской эпики тесно связана с анализом специфики творческой деятельности талантливого сказителя. Носителем эпической традиции для В. В. Блажеса является певец, усвоивший не только широкий круг сюжетов, жанровую «технику» создания и основные идеи, но весь комплекс традиционных национальных воззрений, сущность народного мироощущения. Такой певец в каждом акте исполнительства воссоздает народное восприятие действительности, характерное для той или иной исторической эпохи. Поэтому главная научная интрига работы сформулирована автором как интереснейшая и редкая возможность понять мышление человека иной эпохи, «суметь взглянуть на мир его глазами» (с.16). Для В. В. Блажеса это возможно в искусстве только подлинного художника, каким и был Кирша Данилов.

Именно в этой работе ученый утверждает одну из важнейших позиций своей научной концепции: принципиально не вторичный подход к комическому началу русской эпической традиции, отношение к проявлениям комического в эпосе не как к «передышкам» на потребу непритязательной публике, а как к проявлению многогранности жизни и многомерности её отражения в репертуаре талантливых носителей устной народной традиции. Сборник Кирши Данилова рассматривается как композиционная данность с закрепленным местом каждого произведения, со смелым соседством эпики и комики. Полемизируя с утвердившейся в отечественной фольклористике «иерархией жанров», В. В. Блажес обращает внимание на принцип композиционного контраста как на один из стержневых принципов сборника. Именно благодаря этому принципу придается мировоззренческая оценка ироничности былин, а разнообразные формы эпической комики становятся «формами передачи неукротимых ритмов бытия, его яркости, сочности, многообразия, материальности» (с. 68). Народный взгляд на действительность порождает и иной подход к истории, когда стремление эпического певца отразить всю полноту бытия, не упуская ничего, порождает равнозначность всех явлений действительности, заменяющую привычную хронологическую и эстетическую упорядоченность.

А. А. Горелов очень высоко оценил учебное пособие В. В. Блажеса «Содержательность художественной формы русского былевого эпоса» (1977), настойчиво убеждал его написать большую монографию, посвященную комической стороне русской эпической традиции. Об этом В. В. Блажес неоднократно говорил одному из авторов данной статьи, Е. Е. Приказчиковой, сожалея, что так и не сделал этого, загруженный большой административно-научной работой на факультете.

С 1988 г. по 2004 гг. он – бессменный декан филологического факультета. Благодаря его усилиям в 1994 г. на факультете возникло Романо-германское отделение, в настоящее время состоящее из двух кафедр: кафедры германской филологии и кафедры романского языкознания. С 1991 г. В. В. Блажес – заведующий кафедрой фольклора и древней литературы филологического факультета.

Сборник Кирши Данилова, записанный в XVIII веке на Урале, и эпическая традиция русского фольклора всегда занимали приоритетное место в научных интересах В. В. Блажеса. И в сборниках «Фольклор Урала» регулярно появлялись его статьи, посвященные народному эпосу: «Песенно-повествовательный эпос в свете народной фольклористики» (1977 г.), «К проблеме изображения человека в народном эпосе: (на материале сборника Кирши Данилова)» (1980 г.), «Эпический сюжет 650 С* в современных записях» (1982 г.). С этими темами В. В. Блажес неоднократно выступал и на научных конференциях в различных городах России: в Томске в 1979 г. с докладом «Фольклорный тип эпопеи», в Челябинске в 1995 г. с докладом «Некоторые черты духовного облика Кирши Данилова», в Омске в 2008 г. с докладом «Жанр бурлеска в русском народном эпосе». В 2006 г. в коллективной монографии «Литературный процесс на Урале в контексте историко-культурных взаимодействий: конец XIV—XVIII вв.» (Екатеринбург) появляется статья В. В. Блажеса «Сборник былин и песен Кирши Данилова из Нижнего Тагила». Одна из последних публикаций В. В. Блажеса по данной теме – раздел «Эпическая комика в Сборнике Кирши Данилова» в первом томе книги «Древнерусское духовное наследие в Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России (1965–2005) гг.», изданной в Новосибирске в 2008 г.

За публикациями «младшего коллеги» всегда внимательно следил А. А. Горелов. И в августе 2000 г., посылая В. В. Блажесу выпущенный петербургским издательством «Тропа Траянова» полный, без купюр, текст сборника Кирши Данилова, редактором которого он был, А. А. Горелов сопроводил подарок дарственной надписью: «Дорогому Валентину Владимировичу, знающему подлинную ценность этой великой книги».

Живя на Урале, В. В. Блажес как ученый делал всё от него зависящее для научного исследования и популяризации уральского фольклора не только в нашей стране, но и за границей. Начиная со второй половины 90-х г. XX в., когда экономическая обстановка в стране немного стабилизировалась, у ученых появилась возможность публикации за границей на английском, французском языках, чтобы сделать свои исследования доступными для западного читателя. В результате в 1997 г. в Париже в Revue des etudes slaves выходит статья В. В. Блажеса «Le folklore des ouvriers russes». После этой статьи уральский профессор стал известен в мировом ученом сообществе. Данные о нём попадают в 14 выпуск сборника «Who’swhointheWorld” за 1997 год, солидное научное мировое издание, выходящее в США.

В 1999 году под эгидой V Всемирного конгресса ВФАК ЮНЕСКО «На стыке континентов, на рубеже тысячелетий» вышел сборник «DevelopmentandCultureofPeace: StrategyandPrograms. Cultural Heritage», где В. В. Блажесопубликовалстатью «Folklore of the Ural Region: Local and Universal Features».

18 февраля 1993 г. В. В. Блажесу было присвоено ученое звание профессора. Он становится членом Головного Совета по филологическим наукам Российской Федерации. За высокие достижения в научно-исследовательской и общественной деятельности, а также за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров 18 октября 1995 г. В. В. Блажес был удостоен ордена Почета.

Среди публикаций В. В. Блажеса начала XXI в., посвященных уральскому фольклору и литературе, можно назвать сборник «Русские народные сказки Урала» (2001), статьи «Солдатский юмор в свете народной поэтической традиции» (2000), «Бытование народной сказки на Урале» (2001), опубликованные в сборнике «Фольклор Урала», ряд публикаций в научном альманахе «Традиционная культура» за 2001–2005 гг.: «О логике фольклорного творчества: русская устно-поэтическая эпопея», «Русское устное народное творчество, фольклор». Большой научный резонанс вызвала статья В. В. Блажеса «Советская идеология и фольклор», напечатанная в двухтомной монографии «Советское прошлое и культура настоящего» (т.I), вышедшей в Екатеринбурге в 2009 г.

Сборник «Русские народные сказки Урала» продолжает исследование уральской фольклорной тематики, начатое в монографии «Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала». Именно встреча с удивительным сказочником из народа – Григорием Логиновичем Разиным, как признавался сам В. В. Блажес, когда-то определила его интерес к народной прозе. Не случайно сборник «Русские народные сказки Урала» открывают шесть текстов, записанных от этого сказителя. Всего же в сборнике более ста сорока сказок, бытующих на Урале и записанных В. В. Блажесом. Книга написана в актуальной сегодня «интерактивной манере» – ее можно «читать как угодно», с середины, с начала или с конца. Отдельный интерес представляют «примечания», где приводятся обстоятельства записи и информация о носителях фольклорных текстов, однако выполнены они в удивительно живой манере, с репликами рассказчиков, позволяющими превратить лаконичный информативный текст-комментарий в выразительные драматические сценки.

Особое место в научном наследии В. В. Блажеса занимает бажовская тема. Как уральский ученый, любящий свой край, он просто не мог пройти мимо творчества писателя, наследие которого в концентрированном виде отражает своеобразие уральской мифопоэтики, фольклорной жанрологии, а также своеобразие уральской рабочей ментальности. Первая его публикация, посвященная сказам П. П. Бажова, относится к 1976 г.. Это статья в сб. «Фольклор Урала» под названием «О фольклоризме бажовских сказов. Полемические заметки». Последним обращением В. В. Блажеса к бажовской теме стало научное редактирование им Библиографического указателя по творчеству П. П. Бажова (1913–2010 гг.), выпущенного издательством Уральского университета в 2011 г. (сост. В. В. Горева, Н. В. Кузнецова). Между этими двумя работами 35 лет кропотливого научного труда, в течение которых В. В. Блажес выступал во всех жанрах бажововедения, начиная с газетных публикаций, типа статьи «Журналист первого призыва: [к 100-летию П. П. Бажова]», напечатанной к газете «На смену» 7 января 1979 г., и кончая серьезными научными статьями в рецензируемых ВАКовских журналах, типа статьи «К истории создания бажовских сказов» в Известиях Уральского государственного университета за 2003 г. (№ 28, вып. 6). С бажовской темой В. В. Блажес выступает на научных конференциях (Дергачевские чтения – 92, Межвуз. науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения П. П. Бажова в Екатеринбурге 2004 г., III Всерос. науч. конф. «Литература Урала» 2007 г.), пишет вступительную статью «Поэтический сувенир» к изданию «Малахитовой шкатулки» П. П. Бажова (2002 г.), выступает комментатором к текстам в биографическом сборнике «Неизвестный Бажов:малоизвестные материалы о жизни писателя». И, конечно же, делает всё от него зависящее, чтобы бажовская тема занимала достойное место в учебной программе кафедры фольклора и древней литературы. Ещё в 1984 г. В.В. Блажес написал учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета Уральского государственного университета «П. П. Бажов и рабочий фольклор». До последнего года своей жизни он ведет занятия со студентами по спецкурсам «Творчество П. П. Бажова» и «Фольклоризм русской литературы XX века».

Кульминацией уральского бажововедения XXI в. стало издание в 2007 г. «Бажовской энциклопедии», в которой В. В. Блажес не просто выступил как редактор-составитель совместно с проф. М. А. Литовской, но и как автор 99 (!) научных статей. Этот в полном смысле слова научный подвиг был высоко оценен научной и литературной общественностью региона: В. В. Блажес и М. А. Литовская стали лауреатами литературной премии имени П. П. Бажова за 2008 год.

Занимаясь изучением жизни и творчества П. П. Бажова, В. В. Блажес, будучи деканом филологического факультета, поддерживал самые тесные научные связи не только кафедры фольклора и древней литературы, но и всего филологического факультета с уральскими литературными музеями: «Домом-музеем П. П. Бажова», «Музеем Ф. М. Решетникова», «Музеем Д. Н. Мамина-Сибиряка». С 1994 - 1999 гг. он возглавлял ученый совет Объединенного музея писателей Урала.

В последние десять лет жизни В. В. Блажес много занимался историей литературы Урала, начиная с эпохи его освоения до XIX в. включительно, а также мифологией, фольклором и словесностью коренных народов Урало-Сибирского региона. Ряд статей, посвященных основным жанрам уральского фольклора, скоморохам, Кирше Данилову, был написан В. В. Блажесом для Уральской исторической энциклопедии, изданной в 1998 г. УрО РАН и Институтом истории и археологии (2-е изд. энциклопедии, исп. и доп. вышло в 2000г.). Для «Югории» – энциклопедии Ханты-Мансийского автономного округа, изданной в 2000 г., В. В. Блажес написал около 30 статей, посвященных не только традиционным фольклорным жанрам, но, прежде всего, фольклору и мифологии коренных народов Сибири: «Предания манси и ханты», «Фольклор хантыйский и мансийский», «Ненецкий фольклор», «Селькупский фольклор». В 2004 г. статьи В. В. Блажеса о ненецком и селькупском фольклоре, фольклоре обских угров (ханты и манси) были напечатаны в «Большая Тюменской энциклопедии». Через год, в 2005 г., статья, «Фольклор коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири (коми, ненцы, обские угры, селькупы)» появилась в сборнике «Космос Севера».

Начиная с 2004 г., В. В. Блажес отдавал много сил и времени работе над академической «Историей литературы Урала», научным проектом, осуществляемым совместно с УрО РАН и Институтом истории и археологии: он был главным редактором, автором Введения, нескольких глав и разделов I тома, в котором рассматривается зарождение и развитие уральской словесности до начала XIX в. включительно. Для этой работы как нельзя лучше пригодились блестящие знания В. В. Блажеса как ученого-медиевиста, исследователя Строгановской, Есиповской, Кунгурской летописей, автора цикла статей по семейно-родовым, топонимическим и историческим преданиям. Перу В. В. Блажеса принадлежит несколько разделов в этом томе: Глава 1 «Русская словесность в процессе культурного освоения края» (в составе Части III); разделы 2.1 и 2. 2 «Кунгурская летопись» и «Сказание Сибирской земли» Главы 2 (в составе Части V);, Глава 1 «Сборник былин и песен Кирши Данилова из Нижнего Тагила» (в составе Части VI); раздел 3.2. «А. И. Попов» Главы 3 (в составе Части VIII), посвященный творчеству уральского поэта XVIII– начала XIX вв. Антона Ивановича Попова. К огромному сожалению, В. В. Блажес не дожил до окончания проекта, получившего в 2011 г. грант на издание, которое должно выйти в Москве в 2012 г.

В 2005–2011 гг. В. В. Блажес успел написать и напечатать ряд статей, в которых нашли отражение его научные интересы, связанные с «Историей литературы Урала», прежде всего, с тюркскими истоками ранней литературы Уральского региона. К подобным работам можно отнести: статью «Тюркские истоки литературы Урала» в сборнике «Литература Урала: история и современность» (Екатеринбург, 2010); статью «Черты башкирской мифологии Х века (по материалам Ибн-Фадлана)», напечатанную в сборнике «“Урал-Батыр” и духовное наследие народов мира», содержащем Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию записи эпоса «Урал-Батыр» (Уфа, 2010). В коллективной монографии «Литературный процесс на Урале в контексте историко-культурных взаимодействий: конец XIV —XVIII вв.» В. В.  Блажесом написана глава «Роль фольклора и литературы Урала в процессе культурного освоения территории Уральского региона». Среди других работ, тематически связанных с I томом «Истории литературы Урала», можно назвать статью «Антон Иванович Попов: из истории уральской литературы» (журнал «Веси», 2010, № 6); опубликованную в сборнике «Литература Урала: история и современность» (Екатеринбург, 2011) статью «Русская литература Урала: историографический аспект», а также две «фольклорные» статьи, напечатанные в Материалах научных конференций 2010–2011 гг.: «Фольклор в составе русских описаний Сибири XV–XVI вв. ("Сказание о человецех незнаемых в Восточной стране", Югорский дорожник)» («Народная культура Сибири», Материалы XIХ науч. семинара Сибир. регион. вузовского центра по фольклору (Омск, 2010)) и «Фольклор об Урале в письменных источниках XII–XVI вв.» (Пятые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры»– Челябинск, 2011).

Особое место в ряду «уральских» научных интересов В. В. Блажеса занимала культурная мифология уральской столицы – г. Екатеринбурга. 17 августа 2005 г. в «Областной газете» появилась его статья «Двойная жизнь Екатеринбурга». А через год в коллективной монографии «Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности» была напечатана статья В. В. Блажеса под названием «Мифология города Екатеринбурга (XVIII век)». В этом научном исследовании осуществлено органическое сочетание исторического, литературного и собственно мифологического дискурсов, связанных с культурными кодами известного уральского города.

Жизнь выдающегося уральского ученого В. В. Блажеса оборвалась внезапно, у него остались нереализованные проекты, научные замыслы и планы, которыми он всегда щедро делился со своими учениками и коллегами. Одним из этих нереализованных проектов оказался проект «Энциклопедии Д. Н. Мамина-Сибиряка», академического издания, посвященного жизни и творчеству великого уральского писателя XIXв., задуманного совместно с кафедрой русской литературы (зав. кафедры профессор О. В. Зырянов). Статья В. В. Блажеса «О работе над Маминской энциклопедией» появилась ещё в № 1 журнала «Литературный квартал» за 2008/2009 гг.

Обращение В. В. Блажеса к данной научной теме не является случайным. Интерес к личности и творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка традиционен для филологического факультета Уральского университета. Этой темой многие годы занимался проф. И. А. Дергачев, который в 1967–1974 гг. возглавлял кафедру русской и зарубежной литературы, где начинал свой путь в науку ассистент, а затем доцент В. В. Блажес. В разные годы своей жизни: в 1977 году, ещё до защиты докторской диссертации «Д. Н. Мамин-Сибиряк в русском литературном процессе 1870—1890 гг.», и в 1989 году И. А. Дергачев дарил В. В. Блажесу свои книги, посвященные творчеству уральского писателя, с очень теплыми посвящениями: «…с самыми добрыми чувствами, сердечно», «…с душевной симпатией, дружески». А в разделе коллективной монографии «Русская литература и фольклор (конец XIX в.)», вышедшей в свет в издательстве «Наука» в 1987 г. (ответств. редактор А. А. Горелов), посвященном творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка, И. А. Дергачев написал: «Благодарю В. В. Блажеса, познакомившего меня с легендами о золоте в его записях 1967–1976 гг.».

Первая публикация В. В. Блажеса о творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка относится к 2002 г., когда в «Известиях Уральского государственного университета» появилась его статья «Поэтическое в очерках "Бойцы" Д. Н. Мамина-Сибиряка». В этом же году в Уральском государственном университете состоялась защита кандидатской диссертации Л. М. Шайхинуровой «”Приваловские миллионы” и “Уральские рассказы” Д. Н. Мамина-Сибиряка: Аспекты комического и иронический контекст», а в конце 2005 г. О. С. Коноплева защитила кандидатскую диссертацию «Фольклоризм “Уральских рассказов” Д. Н. Мамина-Сибиряка». Научным руководителем обеих диссертаций был профессор В. В. Блажес.

Кроме того, В. В. Блажесом написаны комментарии к «Уральским рассказам» Д. Н. Мамина-Сибиряка, составившим 5 том Полного собрания сочинений, вышедший в свет в конце 2011 г.. Эти комментарии стали последней публикацией, которую В. В. Блажес успел увидеть.

В. В. Блажес всегда поддерживал очень хорошие, дружеские отношения с коллегами по работе. Кажется, что у него не было не только врагов, но и недоброжелателей. Он никогда не отказывался писать статьи, посвященные юбилейным датам: коллег-преподавателей, филологического факультета, Уральского государственного университета. Есть у него и статьи об уральских поэтах и деятелях культуры. Приходилось ему выступать и в жанре некролога. В. В. Блажес всегда находил нужные слова, чтобы точно охарактеризовать творческий путь университетского коллеги или передать слова сочувствия в скорбном жанре прощального слова. Среди адресатов «юбилейных» статей и жанра memoria: В. В. Эйдинова и А. К. Матвеев, В. П. Кругляшова и Ю. Конецкий, Н. В. Кузнецова и А. И. Лазарев, Е. Е. Хоринская и В. М. Паверман. Без сомнения, «юбилейная статья», посвященная 70-летию профессора В. В. Эйдиновой, «Ученый, педагог, организатор науки», напечатанная в № 12 «Известий Уральского государственного университета» за 1999 г., является образцом подобного жанра. Точно так же как являются показательными «траурные слова» в память В. П. Кругляшовой и В. М. Павермана. Некролог «Вера Петровна Кругляшова» (в соавторстве с Т. Н. Якунцевой) был опубликован в научном альманахе «Традиционная культура» (2002 г., № 1). Статья «Мой однокурсник Валерий Паверман» была включена в сб. «От Павермана к Паверману. Дорогому Валерию Марковичу посвящается» (Екатеринбург, 2009).

В первом случае В. В. Блажес писал об учителе, заведующем кафедрой и бывшем декане филологического факультета, вместе с кем он начинал свой путь в науку, во втором – речь идет об «однокурснике Валерии Павермане», личности почти легендарной на филологическом факультете по своей популярности, с которым автор поддерживал многолетние дружеские отношения. Но в обоих случаях примечательны искренность чувств и простота слов памяти и скорби, далеких от официоза.

За долгие годы профессор В. В. Блажес подготовил 14 кандидатов наук, одного доктора наук. У него осталось еще 3 аспиранта, научной работой которой он руководил. Несмотря на огромную загруженность учебной, научной и организационной работой в университете он никогда не забывал о работе просветительской. Десятки лекций по древнерусской литературе были прочитаны им в школах и гимназиях не только Екатеринбурга, но и небольших областных городов и сел. Особенно он любил тему «Слово о полку Игореве – памятник древнерусской литературы». Часто после подобных лекций-уроков слушатели становились абитуриентами, а потом и студентами филологического факультета, приходили на кафедру к В. В. Блажесу, чтобы, отталкиваясь от текста древнерусского памятника, шаг за шагом постигать глубину отечественной словесности, становиться настоящими Филологами, носителями и хранителями литературного слова. В библиотеке ученого хранятся десятки книг, в дарственных надписях которых содержатся слова искренней любви и уважению к нему со стороны деятелей уральской культуры: краеведа А. Н. Кожевникова из Полевского, педколлектива и учащихся ОУ № 21 г. Ревды, где долгие годы существовал литературный клуб «Таюткино зеркало», поэта А. Азовского, подарившего В. В. Блажесу в 1993 г. сборник стихов «Кошелек из листика» «на добрую память от новых полевских сказителей и меня, их учителя». В 2007 г. тагильчане В. П. Чалов и С. А. Тэйц подарили В. В. Блажесу свой «Словарь народно-разговорной фразеологии тагильских рабочих» с таким чисто уральским посвящением: «Достойнейшему среди коллег-филологов Валентину Владимировичу Блажесу желаем удачного искательства, богатого «антиреса» при разведке недр в уральских самоцветных словесных копях». Подобные примеры можно продолжать и продолжать.

В. В. Блажес был человеком, который всегда и везде был на своем месте. Когда 16 лет он был деканом филологического факультета, невозможно было представить себе лучшего декана. Так же как невозможно было представить себе лучшего заведующего кафедрой, лучшего преподавателя древнерусской литературы, лучшего научного руководителя. Он неизменно пленял окружающих каким-то невыразимым европейским шармом, элегантностью, интеллигентностью и деликатностью, полным отсутствием командного начальственного тона, желания давить и подавлять.

Его хватало на все, казалось, он все помнил и все знал, мог легко разобраться в любом вопросе со своей всегдашней присказкой «покатаем-поваляем». И, несмотря на свою внешнюю сдержанность, предельную корректность, был великим жизнелюбом, знатоком культуры застолий, многообразных аспектов народного юмора. Любой человек, и не обязательно филолог, приближаясь к нему, ощущал его доброжелательность, внешнюю и внутреннюю культуру поведения.

Поэт Валерий Павлов, подарив В. В. Блажесу свою книгу «У реки, где краснотал», сопроводил дар акростихом, посвященным Валентину Владимировичу, который хотелось бы привести полностью:

Быть иль не быть? Мы, напрягая лица,
Листаем часто Памяти страницы.
А Память мы стараемся беречь.
Жизнь как реки бурливое теченье.
Есть у нее Судьбы предназначенье –
Сердца людей глаголом древним жечь!

В. В. Блажес навсегда останется в памяти тех, кто его знал. Такова судьба настоящего человека и ученого, чья способность «глаголом древним жечь» сердца людей роднит его с выдающимися людьми Урала, Д. Н. Маминым-Сибиряком и П. П. Бажовым.

Е. Е. Приказчикова,
доктор филологических наук, 
профессор кафедры фольклора и древней литературы
Уральского федерального университета

Н. Б. Граматчикова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры фольклора и древней литературы
Уральского федерального университета



Публикации:

Блажес Валентин Владимирович : библиографический указатель, 1967-2012 / Зональная науч. б-ка, Гуманитар. информ. центр ; [сост. Т. М. Аболина ; вступ. ст. Е. Е. Приказчиковой, Н. Б. Граматчиковой]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. — 52, [2] с.

Блажес В. В. Фольклор Урала: Народная история о Ермаке / В. В. Блажес ; М-во образования РФ, Урал. ордена Труд. Красн. Знамени гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 186 с.




 
Советуем посетить...
Электронный архив УрГУ
ЭБС Лань
ЭБС Университетская библиотека online
 
Советуем почитать...
 
Наши ресурсы и услуги
 
Последние новости
 
  © Зональная научная библиотека УрФУ   
web_lib@usu.ru